Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

казаков матв. фед

Гуманитарный словарь

КАЗАКО́В Матв. Фед. (1738-1812) - архитектор. Учился с 1751 в архит. школе у Д. В. Ухтомского, затем у П. Р. Никитина; в 1760 произведен в "прапорщики архитектуры". Работал под рук. П. Р. Никитина в Москве, с 1763 в Твери, где создал первые постройки (Путевой дворец Екатерины II, перестроен из быв. Архиерейского дома, ряд жилых домов). С 1768 работал с В. И. Баженовым, был его главным помощником в разработке проекта Кремлевского дворца, в 1775 произведен в архитекторы. Наряду с Баженовым, К. искал пути синтеза европ. и рус. архитектуры, воплощением чего стала уже его первая значит. постройка: Петровский подъездной дворец (1775-82), где классич. симметричная композиция сочетается с др.-рус. и готич. декором. Это здание стоит у истоков рус. псевдоготики, как и одновременно начатый Баженовым ансамбль Царицына, перестройка которого с 1787 велась К. в том же стиле, но осталась неоконченной.

В большинстве своих работ К. воплотил основной стиль своей эпохи - классицизм. Кроме Никитина и Баженова, на формирование манеры К. оказали влияние работы Ж.-Б. Валлен-Деламота, труды А. Палладио и Ж.-Ф. Блонделя. В 1776-88 он построил здание Сената в Моск. Кремле, органически включив его в древний ансамбль. Тогда же (1786) К. реконструировал Лобное место на Красной площади.

К. построил в Москве множество богатых барских усадеб, определивших стиль жизни моск. аристократии. Среди них дом-усадьба Демидова в Гороховском пер. (1779-81) со знаменитыми "Золотыми комнатами", дома Губина на Петровке (1780-е гг.), Барышникова (1797-1802). Интерьеры, созданные К. в этих зданиях, принадлежат к числу лучших в классицизме (но мало известны, т. к. практически все они были недоступны для посещения).

Усадебная композиция применена К. также в стр-ве многих обществ. зданий, став тем самым характернейшей чертой градостроения Москвы классического периода. В 1786-93 К. построил здание Моск. ун-та, к-рое после пожара 1812 было перестроено Д. Жилярди, переведшим его из ионического ордера в дорический, и сохранило лишь общую композицию К. В 1780-90 (с перерывами) К. переделывал особняк на углу Охотного ряда и Б. Дмитровки, приобретенный моск. дворянством для Благородного собрания, создав в нем знаменитый двусветный Белоколонный зал с коринфской колоннадой, поддерживающей хоры, и отличающийся исключительным благородством пропорций без каких-либо декоративных деталей. Зал стал эталоном парадного зала, и его архитектурный тип многократно воспроизводился не только в эпоху классицизма, но и позднее (широко известен как "Колонный зал Дома Союзов").

В 1796-1801 К. создал на Б. Калужской ул. Голицынскую больницу. Это здание, в отличие от прежних, решено в формах строгого классицизма, которые получили развитие в 19 в.

К. занимался гравюрой и рисунком, проектировал предметы дворцовой обстановки, руководил созданием серии из 13 "Архит. альбомов", запечатлевших наиболее значит. здания, возведенные им самим и др. архитекторами. Организовал в 1780-х гг. архит. училище при Экспедиции кремлевского строения (выпускники И. В. Еготов, О. И. Бове, Е. Д. Тюрин и др.).

Наряду с Дж. Кваренги, Н. А. Львовым, П. Р. Никитиным, И. Е. Старовым К. является создателем стиля екатерининского классицизма, и его деят-ность в этом ряду сформировала классический характер застройки Москвы кон. 18 в.: известно выражение "казаковская Москва".

В 1801 К. по болезни вышел в отставку.

Лит.: Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957; Гейдор Т. И. Архитектор М. Ф. Казаков. М., 1987.

М. Ф. Казаков

М. Ф. Казаков

Полезные сервисы

казаков матвей фёдорович

Энциклопедический словарь

Казако́в Матвей Фёдорович (1738-1812), архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-1787), университет (1786-1793), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-1791), Губина (1790-е гг.), неоготический Петровский дворец (1775-1782). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Благородного собрания). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

М. Ф. Казаков.

* * *

КАЗАКОВ Матвей Федорович - КАЗАКО́В Матвей Федорович (1738-1812), русский архитектор, один из основоположников русского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.) псевдоготический (см. ПСЕВДОГОТИКА) Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

* * *

КАЗАКО́В Матвей Федорович [1738, Москва - 26 октября (7 ноября) 1812, Рязань], русский архитектор, один из основоположников классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) в русской архитектуре 18 в. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства. Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Годы ученичества

Родился в семье копииста главного Комиссариата. Его отец был выходцем из крепостных, семья постоянно бедствовала. В 1751 после смерти отца мать определила 12-летнего Матвея в архитектурную школу известного зодчего князя Д. В. Ухтомского (см. УХТОМСКИЙ Дмитрий Васильевич), откуда в 1760 он с чином «архитектурии прапорщика» был переведен в мастерскую городового архитектора П. Р. Никитина. Участвовал в работах по строительству Головинского дворца, восстановлению Черниговского собора и церкви Спаса «на бору». Первая крупная работа была связана с восстановлением Твери после пожара 1763: участвовал в составлении плана города, проектировал и строил Путевой дворец для Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II) (1763-67).

В 1768 произошло событие, определившее дальнейшую творческую судьбу Казакова - он начал работать с В. И. Баженовым (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович) в «Экспедиции строения Кремлевского дворца» (в чине «заархитектора»). С этого времени все его работы были связаны с Москвой.

Работа с Баженовым для начинающего архиՐڑޑРбыла прекрасной школой и способствовала глубокому освоению принципов применения классических форм и пропорций, что повлияло на его дальнейшую деятельность. Казаков стал соавтором Баженова при разработке проекта оформления Ходынского поля для празднования заключения Кючук-Кайнарджийского мира (см. КЮЧУК-КАЙНАРДЖИЙСКИЙ МИР).

Начало самостоятельной работы

В 1775, став полноправным архитектором, Казаков получил право на самостоятельную работу. Это было время становления классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) в русской архитектуре. Одной из первых крупных самостоятельных работ зодчего было строительство здания Сената в Московском Кремле (1776-87) - монументального сооружения, треугольного в плане. При его строительстве Казаков впервые в России применил купольное покрытие большого диаметра. Возвышающаяся над Кремлевской стеной ротонда с куполом (над центральным залом Сената) стала акцентировать поперечную ось Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ).

Вторым крупным сооружением Казакова был Московский университет (1786-93), ставший одним из опорных сооружений в системе центральных площадей города (позже перестроен Д. И. Жилярди (см. ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович)). По поручению императрицы Казаков возвел подъездной дворец - Петровский замок (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82), в декоре фасадов которого при сохранении классической основы здания были использованы псевдоготические и древнерусские элементы.

Одновременно со строительством университета Казаков занимался перестройкой дома князя Долгорукого-Крымского в Охотном ряду (ныне Колонный зал Дома Союзов). Перекрыв внутренний двор дома и расположив по периметру великолепные колонны коринфского ордера (см. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР), он превратил его в парадный Колонный зал. Основные конструкции зала, выполненные из дерева, в значительной степени способствовали его прекрасной акустике (после пожара 1812 перестроен учеником Казакова архитектором А. Бакаревым).

Творческий расцвет

В работах Казакова органично сочетаются широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений с возвышенностью архитектурных образов. Его талант в наибольшей степени раскрылся в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Они свидетельствуют не только о высоком профессиональном мастерстве зодчего, но и о своеобразии его художественного языка. Эти постройки в значительной степени определили облик допожарной Москвы, в частности, Тверской улицы (дома: московского главнокомандующего, Бекетова, князя С. Голицына, Ермолова и др.), и повлияли на масштаб и характер ее дальнейшей застройки.

Расцвет творчества Казакова приходится на 1780-90-е гг., когда им были построены десятки частных дворянских особняков, усадеб, общественных зданий, церквей. Среди них: усадьба Демидова в Петровском-Алабине, дом заводчика М. И. Губина на Петровке (1790-е гг.), усадьба Барышникова на Мясницкой (1797-1802), Голицынская (ныне 1-я городская; 1796-1801) и Павловская больницы (1802-07) и др.

Особенностью их композиционного построения является двуплановость, когда главный корпус располагается в глубине обширного двора, а арки ворот, флигели, ограды выходят на красную линию (см. КРАСНАЯ ЛИНИЯ) улицы. Здания, основная часть которых акцентируется портиками большого ордера и куполами, отличаются простым четким планом и скупостью декора. Выразительность интерьера достигается не только использованием большого ордера (см. ОРДЕР (в архитектуре)), как в Колонном зале, но и введением скульптуры (Сенат, университет), а также живописностью декора (так называемые Золотые комнаты дома Демидова, 1779-91). Целостные пластичные архитектурные формы преобладают и в культовых сооружениях Казакова (церкви: Филиппа Митрополита, 1777-88, Вознесения, 1790-93, Косьмы и Дамиана, 1791-1803, - все в Москве).

Последние годы

По распоряжению императрицы Казаков сменил Баженова на строительстве императорской усадьбы в Царицыне (см. ЦАРИЦЫНО) (1786), где возвел новое здание дворца, оставшееся недостроенным.

В 1800-04 работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Благодаря альбомам можно проследить эволюцию типов московского жилого дома и усадьбы.

Организовал архитектурную школу при «Экспедиции кремлевского строения», откуда вышли многие выдающиеся зодчие (И. В. Еготов (см. ЕГОТОВ Иван Васильевич), О. И. Бове (см. БОВЕ Осип Иванович) и др.).

Автор многочисленных акварельных рисунков, архитектурных чертежей, офортов: «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (1774-75; тушь, перо), «Строительство Петровского дворца» (1778; тушь, перо), виды Коломенского дворца (1778, тушь, перо).

С началом Отечественной войны 1812 года (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года) 74-летний зодчий был эвакуирован в Рязань, где и скончался.

Полезные сервисы

казаков матвей федорович

Большой энциклопедический словарь

КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738-1812) - российский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Полезные сервисы